Поиск по странам и городам

За пятьдесят лет нам удалось сделать мощный Центр подготовки космонавтов. В 1966-м здесь появились первые жилые дома. Теперь ЦПК принадлежит Роскосмосу, а Звездный городок - области. Между собой они как бы не связаны, а это было единое целое. Но самое главное - это потеря кадров. С переходом Центра из министерства обороны на гражданку ушли многие военные специалисты. Да, хорошие инструктора остались, но они все в возрасте: погоны сняли давно. А ведь специалистов для ЦПК ни один вуз не готовит. Приходят ребята после академий. Их подготовкой уже здесь, в Центре, всегда занимались опытные инженеры, опытные космонавты. Молодой специалист впитывал этот опыт и учился решать новые проблемы, не набивая шишек и синяков. Только через пять лет он приступал к самостоятельной работе. Эта потеря сразу не восполнима. Нужны годы…
Борис Волынов,
дважды Герой Советского Союза,
летчик-космонавт (пришел в отряд вместе с Юрием Гагариным)

Из январского интервью «Российской газете»
Автомобильный кластер дал сбой

Автор: Игорь Тимофеев
Несколько лет назад в Россию пришли иностранные автоконцерны. В силу географического положения и наличия развитой инфра­структуры, их пристальное внимание сосредоточилось на рос­сийском Северо-Западе. Увы, грянул кризис, и надежды на финансовый успех начали таять. Сегодня пять иностранных заводов вынуждены работать вполсилы...
Калининградский дебют

Еще двенадцать лет назад иностранные автопро­изводители решились открыть завод «Автотор» в Янтарном крае. Казалось, в России наступил период экономической стабильности. Страна привет­ствовала открытие предпритий с иностранными инвестициями, и предприимчивость зарубежных автоконцернов пришлась как нельзя кстати. Вскоре калининградский «Автотор» начал собирать по лицен­зии автомобили BMW, Chevrolet, Hummer, Cadillac и KIA. Производственные мощности предприятия позволяли выпускать до 150 тыс. транспортных средств ежегодно. В 2008-м году на заводе было запущено производство популярного сегодня среди россиян автомобиля Chevrolet Lacetti. Но наступивший кри­зис заставил пересмотреть перспективные планы. Производственные мощности «Автотора» сократились в два раза. Что касается Chevrolet Lacetti, то вместо выпуска 30 тыс. автомобилей в год с конвейера сошли около 8 тыс. единиц.

В конце октября холдинг «Автотор» решил, несмотря на сложную экономическую обстановку, взять оче­редную высоту. Из сборочных цехов завода вые­хал первый автомобиль Opel калининградского происхождения. Уже в первом полугодии 2010-го года предприятие планирует выпускать Opel Astra, включая сварку и окраску кузова. Вслед за Opel Astra в Калининграде намерены приступить к выпуску второй модели – Opel Zafira. Ожидается, что в следующем году с конвейера сойдут 25 тыс. автомобилей первой модели и 6 тыс. – второй. Расширение производства позволит организовать более 400 дополнительных рабочих мест. В основном для тех калининградцев, которые уже знакомы с производством автомобилей и были сокращены в связи с наступившим кризисом.

Однако ситуация на «Автоторе» продолжает оставаться непростой. Рабочая неделя составляет четыре дня, а заработная плата сотрудников упала на треть. Снижение объема продаж приводит к формированию просроченной кредиторской задолженности. Банки Уралсиб и Энерготранс, которые предоставили «Автотору» заемные средства, готовы еще немного подождать. Тем временем не­мецкий автопроизводитель Opel решил снизить цены на свои автомобили, экпортируемые в Россию. Теперь иномарки, приехавшие из Германии, и те, что собираются в Калининграде, будут находиться в одном ценовом сегменте.

Губернатор Георгий Босс смотрит на выпуск в реги­оне автомобилей Opel довольно скептически. Он считает, что маркетинговые исследования при размещении этой производственной линии были проведены плохо. Калининградский анклав слишком отдален от российского рынка сбыта. Сегодня «Ав­тотор» располагается в особой экономической зоне, пользуется таможенными преференциями и фактически занимается перевалкой автомобилей за рубеж. Таким образом, перспективы развития производства в Калининграде во многом зависит от того, как долго будут распространяться на «Автотор» определенные льготы. Георгий Босс видит выход в том, чтобы заме­нять «отверточную» сборку – полным циклом, а не расширять модельный ряд. Областная власть готова оказывать необходимую поддержку фирмам, которые производят компоненты автомобильной техники.

С губернатором согласен и Валерий Горбунов, президент автохолдинга «Автотор». По его мнению, тре­буется увеличение доли местного продукта в собираемых по лицензии автомобилях. Руководство «Автотора» уже провело переговоры с НК ЛУКОЙЛ по поставкам масел и тормозных жидкостей, произ­во­дителями ковриков, реллингов и различных ком­понентов из металла. От потенциальных партнеров «Автотор» требует только должного качества и конкурентоспособности выпускаемых изделий.



В северной столице - не радужнее


В первом полугодии этого года завод «Форд-Всеволожск», расположенный под Санкт-Петербургом, снизил объемы своего производства на треть.С конвейера к покупателям отправилось всего порядка 25 тыс. автомобилей. До наступления кризиса здесь планировалось выйти на производственную мощность, кото­рая позволила бы выпускать до 125 тыс. единиц автотранспорта в год. Автоконцерн успел выделить для расши­рения производства 100 млн. долларов, надеясь поставить на конвейер модель Ford Mondeo. Но рынок замер, и ожи­даниям не суждено было сбыться.

Осенью 2008-го года в Санкт-Пе­тер­бурге был помпезно открыт за­вод американского концерна GM, представленного в России марками Cadillac, Saab, Hummer, Opel, Chevrolet. В конкурентной борьбе за потребителя концерн сумел вывести бренд Chevrolet на первое место по продажам среди всех иномарок. Начав сотрудничество по выполнению крупноузловой сборки автомобилей с калининградским «Автотором», уже в июне 2006-го го­да GM приступил к строительству площадки в петербургском пригороде Шушары. На открытие нового завода приехали Президент РФ Дмитрий Медведев и президент GM Европа Карл-Петер Форстер. Объем инвестиций в строительство первой очереди авто­мобильного производства составил 300 млн. долларов. Каждые четыре минуты с конвейера должна была сходить очередная машина. Вскоре предстояло приступить к строительству второй очереди завода.

И снова неудача. Проблемы нача­лись даже у головной компании американского автогиганта. В резуль­тате завод в Шушарах резко снизил объемы производства, ограничившись внедорожниками Opel Antara и Chevrolet Captiva. С февраля он рабо­та­ет по сокращенному графику. Лишь в минувшем сентябре здесь нача­ли выпускать давно обещанный потребителям Chevrolet Cruze. Воз­можно, на этой же производственной площадке в будущем году встанет на конвейер и Opel Astra нового поколения. Таким образом производители пытаются бороться с простоями.

Автомобильный завод Nissan откры­вал летом этого года премьер-министр Владимир Путин. Он не преминул уточнить, что российское правительство готово и впредь поддерживать прямые инвестиции. Особенно те, которые свя­заны с высокими технологиями и инновациями. Затем высокий гость прока­тился на первом собранном в Санкт-Петербурге автомобиле по заводскому цеху. Теперь с конвейера сходят Nissan X-Trail. Объемы выпускаемой продукции, увы, составляют не более половины от заявленных первоначально.

Обосноваться в России японцы ре­ши­ли еще в 2006-м году, когда про­дажи автомобилей Nissan выросли в нашей стране почти на 60%. Завод строился, а количество продаваемых иномарок продолжало расти. До опре­деленного времени. Но терпеливые представители Страны восходящего солнца не отказались от реализации проекта. Инвестиции в строительство петербургской площадки составили порядка 200 млн. долларов, а проектная мощность – 50 тыс. автомобилей в год. И хотя корпорация Nissan планировала, что переместив производство поближе к Европе, добьется резкого увеличения автомобильных продаж, новый завод пока работает в одну смену.

Похоже, удачно противостоять кризису смог только петербургский завод Toyota. Конечно, производственная мощность предприятия всерьез не дотягивает до цифры 25 тыс. автомобилей в год. Однако в 2009-м году с конвейера было выпущено в полтора раза больше автомобилей Toyota Camry, чем в прошлом году. Несмотря на то, что Toyota столкнулась с необходимостью несколько раз останавливать производство по причинам экономического характера.

Подведем итоги. За несколько лет иностранные автоконцерны вложили в создание своих производственных площадок на Северо-Западе не менее миллиарда долларов. На сегодняшний день все эти заводы вынуждены работать по сокращенному графику и нести дополнительные расходы из-за простоев, которые периодически наступают. Совокупная мощность производства составляет свыше 400 тыс. автомобилей в год. Однако, по оценкам экспертов, в 2009-м году с конвейеров сойдет втрое меньшее количество иномарок, чем предполагалось ранее.

На чем «летать» россиянам...

Так в чем же выход? Рассчитывать на то, что в ближайшее время российские граждане заживут припеваючи, не приходится. Вряд ли следует ожидать и того, что автопроизводители готовы пойти на резкое снижение отпускных цен на «обрусевшие» иномарки. О состоянии отечественного автопрома вообще следует промолчать.

Сегодня в Правительстве России обсуждается вопрос о возможности воссоздания национальных автобрендов. Например – «Москвич», «Победа» и «Чайка». Не исключено, что появление на улицах усовершенствованных моделей полувековой давности вызовет значительный интерес у тех, кто испытывает ностальгию по прошлым временам. Ведь использование современных технологий и материалов позволяет сохранить внешний вид раритетного авто, максимально приб­лизив его «начинку» к возможнос­тям популярных иномарок.

С отечественного авторынка «Мос­квич» ушел всего три года назад, когда состоялась ликвидация предприятия. Бренды «Победа» и «Чайка» до сих пор принадлежат Горьковскому автомобильному заводу, который при желании может заняться их перезапуском. И если «Победу», в пос­ледний раз сошедшую с конвейера в 1959-м году, большинство нынешних автовладельцев помнят только по фильмам, то с «Чайкой» ситуация об­стоит получше. В Советском Союзе она считалась машиной представительского класса и была снята с производства всего двадцать лет назад.

Комментарии:

Михаил Барщевский, представитель Правительства РФ в Коституционном, Верховном и Высшем Арбитражном судах:

– Что мы имеем в виду под российским автопромом? Если речь идет о разработанных нашими инженерами и конструкторами машинах, то его похороны уже состоялись. Российский автопром сегодня – это автомобильные производства, которые находятся на территории страны, причем не те, где есть только отверточная сборка, а все привезли из-за границы. Я говорю о производствах, где выпускаются детали и собираются двигатели по западным технологиям и на основе лицензий.

Хорошо помню, когда несколько лет назад первым вице-премьером был Илья Клебанов, он рассказывал на одном из заседаний Правительства о том, как планируется, что в России будут собираться Ford, Mazda, KIA. Я тогда про себя только хмыкал... А сегодня, посмотрите, какое количество иностранных брендов собирается в России! Тот же Ford Focus стал одной из самых распространенных машин среднего класса, которыми пользуются наши граждане. Та же самая иномарка – с кондиционером, автоматической коробкой передач, с подушками безопасности и всей той экзотикой, но это стоит намного дешевле – нет таможенных сборов. Плюс ко всему – наши рабочие учатся работать.

Алексей Рахманов, директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга:

– Разрабатывая «Программу развития автомобильной промышленности до 2020-го года», мы проанализировали состояние этой отрасли по следующим направлениям: рынок и ограничители, которые его создают; сравнительные характеристики российского автопрома с международным; сегментный анализ по легковым и легким коммерческим автомобилям, грузовому транспорту и автобусам. Возможны три сценария развития отрасли, составленные исходя из того, какую долю импорта мы будем иметь на рынке, насколько отечественные предприятия смогут ориентироваться на экспорт и, наконец, кто из них. включая иностранцев, сделает Россию стартовой площадкой для экспорта автомобилей в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Сегодня в стране существует три категории автопроизводителей. Это иностранныет концерны, выпускающие здесь автомобили. Вторая категория – отечественные компании с российским капиталом, которые работают по лицензиям, контрактной сборке или в свободном режиме. Третья группа – наши предприятия, имеющие собственные бренды, свою интеллектуальную собственность и свои автомобили.


Справка

За десять месяцев 2009-го года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 51%. Наибольший спад продаж пришелся на Hyundai (на 66%), Toyota (на 64%), Mitsubishi (на 63%), меньше других сократилась реализация автомобилей Volkswagen (на 17%), KIA (на 30%), Renault (на 35%). Отечественные машины марки Lada находятся в середине списка, их продажи сократились на 44%.

Вместе с этим, экономический кризис положительно повлиял и на рост продаж. За текущий год реализация китайской Geely выросла в 2,7 раза. На 80% увеличились продажи автомобилей Hummer. Замыкает тройку лидеров Citroёn, который стал пользоваться повышенным спросом у потребителей. В 2009-м году продажи автомобилей этой марки увеличились на 10%.



Автомобили иностранного производства пользуются наибольшим спросом среди жителей двух крупных российских городов – Владивостока (доля в общем количестве зарегистрированных автотранспортных средств составляет 89,6%) и Калининграда (соответственно 84,6%). Для сравнения, в Москве доля иномарок составляет 57,8%, в Санкт-Петербурге – 52,4%. На Северо-Западе России наибольшим спросом зарубежные авто пользуются в Мурманске, где их доля в общем парке достигает 54,4%. В столице отечественного автопрома – Тольятти, 20,2% составляют иномарки. Удивительно, наименьшая доля автомобилей иностранного производства зарегистрирована в городах Северного Кавказа – в среднем не выше 15%. Возможно, этот перекос объясняется значительным числом престижных иномарок, которые будучи в угоне колесят по дорогам Дагестана, Ингушетии, Чечни.



 
konkretno.ru

Ветерану – новый автомобиль
konkretno.ru

7 апреля  Православная Церковь отмечает Благовещение
konkretno.ru

В двух района города повышается температура в сетях
konkretno.ru

За безопасность аттракционов
konkretno.ru

В Петродворце «репетировали чуму»
konkretno.ru

Новую винтовку «пристреливали» по «Сапсану»
konkretno.ru

Противники «Охта-центра» еще раз обжаловали отказ в проведении референдума
konkretno.ru

Автолюбители намерены оплатить «эко-парковку»
konkretno.ru

С 20 апреля по 1 декабря мост «Дружба» встанет на ремонт
konkretno.ru

На вокзалах Санкт-Петербурга заработали новые билетопечатающие автоматы
konkretno.ru

Льготнику купить билет непросто
konkretno.ru

Заплати долг – получи загранпаспорт
konkretno.ru

В Петербурге дважды изнасиловали молодую женщину
konkretno.ru

В этом году в городе будет высажено 11 млн. цветов
konkretno.ru

В Петергофе порезали нелегала
konkretno.ru

Из петербургского храма пропала старинная икона
konkretno.ru

22 фуры с контрабандой подвели таможенников "под монастырь"
konkretno.ru

Судебные приставы обяжут провести ремонт дороги
konkretno.ru

В «черный список» попали 14 детских садов Лужского района
konkretno.ru

Работу молодым